Персональный сайт Смирных Елена Витальевна, учитель-логопед Детский сад №20 Родничок г.Светлогорск

ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Тема моего выступления:

«Сказка  - как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников». Начать его я хочу словами великого русского педагога:

«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка

 жизненных явлений».

(В.А.Сухомлинский)

 «Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ…. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребёнка, невозможно представить детское мышление, и детскую речь, как определенную ступень человеческого мышления и речи».

Что мы понимаем под духовно-нравственным воспитанием – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Отсюда становится очевидной актуальность сказки как средства духовно-нравственного воспитания.

В концепции модернизации российского образования важнейшей задачей воспитания названо

– формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.»

Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день.

Давайте на минуту  представим, чем  живет  сегодня  маленький ребенок. Его окружает мир мегаполисов,  быстрый темп жизни родителей. Ребенка нагружают кружками и секциями. Добавьте сюда гаджеты. А ведь для ребенка более естественен мир сказки, фантазии. Современная тенденция образования сводит образовательный процесс лишь к  интеллектуальному развитию.  Это приводит к однобокости развития детей.  А ведь так хочется, чтобы дети умели мыслить, говорить, доказывать свою точку зрения.

В условиях нового времени очень важно вырастить духовно-нравственного человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания.  Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался. 

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве.

Сухомлинский Василий Александрович теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине.

Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока.

Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей.

Значение и смысл сказки различен для ребёнка и взрослого. Восприятие ребёнка отличается от восприятия взрослого.

Для взрослого – это вымысел, для ребёнка же сказка – это чудесный мир превращений, для него мир сказки – это реальность.

Названные выше  особенности сказки определяют ведущие  направления в работе с детьми:

- познавательное развитие,

- речевое развитие,

- социально-коммуникативное развитие.

Данные направления широко представлены во ФГОС ДО . Это

- усвоение  норм  и ценностей , принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

-  развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- обогащение активного словаря, развития  речи;

- ознакомление  с литературой  и фольклором.

 

Формы работы со сказкой

Практическая  значимость состоит в том, что в процессе знакомства со сказкой  я использую ее не только в НОД, но и  в

- совместной деятельности,

-самостоятельной деятельности,

- индивидуальной работе,

- работе с родителями,

 

Совместная деятельность

Всю  работу по сказке я провожу  форме игры. Новизна в использовании сказки состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки.

Сказки можно не только рассказывать, показывать, смотреть, читать, но и моделировать.  Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

Самостоятельная деятельность,

Работа со сказкой находит свое  отражение в самостоятельной деятельности детей. Это

- дидактические игры («Собери картинку», «На что похоже», «Составь портрет сказочного героя», «Из какой сказки предмет», «Хорошо-плохо»);

- рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок;

- самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам (рисование,  лепка, аппликация, ручной труд).

Индивидуальная  работа по сказкам предусматривает творческие задания, которые могут быть индивидуальными и коллективными ( «Рассказать знакомую сказку по кругу», «Узнай сказку по песенке героев», «Сказка по-новому», «Сказка о бытовом приборе», «Нарисуй сказку»). Результатом выполнения творческих заданий является появление продукта, отличающегося своей новизной, оригинальностью уникальностью (нового образа, рисунка, сказки).

Важным моментом в своей работе  считаю интеграцию  родителей в педагогический процесс:

- проводятся  тематические родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок ("Уроки сказки").

-  привлекаются родители  к участию в педагогическом процессе  (Дни открытых дверей (Родители могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания и т.д.).

- привлекаются  к изготовлению костюмов и атрибутов, для пополнения театральных уголков в группе;

- приветствуется совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказкам;

Заключение

Какими будут наши дети - внимательными, заботливыми, добрыми, отзывчивыми, дужными или напротив - эгоистичными, бестактными, агрессивными - зависит только от нас.

25 февраля 2016 в 14:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.