Персональный сайт Смирных Елена Витальевна, учитель-логопед Детский сад №20 Родничок г.Светлогорск

МАСТЕР-КЛАСС "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАБОТЕ СО СКАЗКОЙ"


Нравственное воспитание не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников духовно-нравственных чувств можно решить с помощью народных сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир. Из всех существующих методов работы со сказкой самым современным, по-моему, является метод  моделирования. Когда дети составляют сказки, они пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро и зло, дружба, хитрость, жадность.


"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам
- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
К.Д.Ушинский

Что же такое наглядное моделирование?

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним.  

       Исходя  из возрастных особенностей, дошкольники  наглядный материал усваивают легче, чем словесный. Использование приемов наглядного моделирования помогает задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную при использовании приема зарисовки таблицы с детьми), совершенствует мышление и речь детей, делает высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживает интерес дошкольников к активной речевой деятельности.

 Что же является целью моделирования?

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение  детьми особенностей объектов природы,  их структуры, связях и отношениях, существующих между ними. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию.

Развитие знаково – символической  деятельности дошкольников включает в себя несколько этапов:

- использование готового символа или модели

На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель;

- составление модели педагогом совместно с детьми;

- самостоятельное составление моделей.

 Таким образом, вы видите, что актуальность  использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей  характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

Выбор вида моделирования зависит:

-  от возраста детей,

- уровня их подготовки,

- учёта сложности материала.

Работа с использованием моделей для ознакомления детей со сказкой проводится в два этапа.

На первом этапе вводятся наглядные модели только в процесс пересказа детьми русских народных сказок.

Цель на этом этапе работы - научить, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения; научить детей абстрагироваться (на сколько это вообще возможно в данном возрасте) от мелких деталей и подробностей, помочь понять принципы замещения: заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы.

Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы.

В своей работе я использую следующие виды моделирования сказки:

1) сериационный;

2) двигательный;

3) временно-пространственный.

  Остановимся на каждом поподробнее.

Наиболее простой вид наглядных моделей - модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины.  

При разыгрывании сказки «Репка» нам понадобится  круг желтого цвета (репка) и  полоски разной длины для персонажей. Рассматриваем  картинки из этой сказки, обыгрываем сказку, используя настольный театр. Дети вспоминают и назвают персонажей. Вместе  обсуждаем, кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. И дети раскладывают модели в нужном порядке.

После овладения детьми сериационным рядом, можно использовать более сложное двигательное моделирование. Для него характерна следующая особенность: при рассказывании сказки, дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и так далее).

Предварительно к сказкам готовлю круги одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых изображает конкретный персонаж.

К сказке  «Заюшкина избушка»  мы взяли круги одинакового размера, но разного цвета. Дети выбирали нужный цвет, соответствующий данному герою, объясняли свои действия. Вместе закрепляли с помощью карточек отдельные эпизоды сказки.

В некоторых сказках сочетаются два вида моделирования: двигательный и сериационный ряд. Так в  сказке «Три медведя» обговариваем с детьми какому медведю какой круг подходит. При рассказывании сказки дети показывают на соответствующий круг и выполняют с ним простые действия.

Постепенно дети учатся выделять основную сюжетную линию сказки, развивается умение составлять временно-пространственную модель, как наглядный план для рассказывания. Дети начинают придумывать собственные истории, рассказы, сказки, в работу включается воображение.

 Я предлагаю детям дорисовать картину. На листе бумаги схематично изображн человечек. Дети придумывают про человечка, а я  схематично зарисовываю.

Дальше задание можно усложнять, уменьшая опору на реальность.

 И только к концу дошкольного возраста , дети начинают сами составлять модельные схемы. В данном случае, модель представляет собой как бы "план сочинения", который помогает детям организовать отдельные события  в единый сюжет.

25 февраля 2016 в 14:46

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.