Персональный сайт Смирных Елена Витальевна, учитель-логопед Детский сад №20 Родничок г.Светлогорск
МАСТЕР-КЛАСС "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАБОТЕ СО СКАЗКОЙ"
Нравственное воспитание не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников духовно-нравственных чувств можно решить с помощью народных сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир. Из всех существующих методов работы со сказкой самым современным, по-моему, является метод моделирования. Когда дети составляют сказки, они пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро и зло, дружба, хитрость, жадность.
"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам
Что же такое наглядное моделирование? Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним. Исходя из возрастных особенностей, дошкольники наглядный материал усваивают легче, чем словесный. Использование приемов наглядного моделирования помогает задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную при использовании приема зарисовки таблицы с детьми), совершенствует мышление и речь детей, делает высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживает интерес дошкольников к активной речевой деятельности. Что же является целью моделирования? Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми особенностей объектов природы, их структуры, связях и отношениях, существующих между ними. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. Развитие знаково – символической деятельности дошкольников включает в себя несколько этапов: - использование готового символа или модели На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель; - составление модели педагогом совместно с детьми; - самостоятельное составление моделей. Таким образом, вы видите, что актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; Выбор вида моделирования зависит: - от возраста детей, - уровня их подготовки, - учёта сложности материала. Работа с использованием моделей для ознакомления детей со сказкой проводится в два этапа. На первом этапе вводятся наглядные модели только в процесс пересказа детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы - научить, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения; научить детей абстрагироваться (на сколько это вообще возможно в данном возрасте) от мелких деталей и подробностей, помочь понять принципы замещения: заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы. Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы. В своей работе я использую следующие виды моделирования сказки: 1) сериационный; 2) двигательный; 3) временно-пространственный. Остановимся на каждом поподробнее. Наиболее простой вид наглядных моделей - модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины. При разыгрывании сказки «Репка» нам понадобится круг желтого цвета (репка) и полоски разной длины для персонажей. Рассматриваем картинки из этой сказки, обыгрываем сказку, используя настольный театр. Дети вспоминают и назвают персонажей. Вместе обсуждаем, кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. И дети раскладывают модели в нужном порядке. После овладения детьми сериационным рядом, можно использовать более сложное двигательное моделирование. Для него характерна следующая особенность: при рассказывании сказки, дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и так далее). Предварительно к сказкам готовлю круги одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых изображает конкретный персонаж. К сказке «Заюшкина избушка» мы взяли круги одинакового размера, но разного цвета. Дети выбирали нужный цвет, соответствующий данному герою, объясняли свои действия. Вместе закрепляли с помощью карточек отдельные эпизоды сказки. В некоторых сказках сочетаются два вида моделирования: двигательный и сериационный ряд. Так в сказке «Три медведя» обговариваем с детьми какому медведю какой круг подходит. При рассказывании сказки дети показывают на соответствующий круг и выполняют с ним простые действия. Постепенно дети учатся выделять основную сюжетную линию сказки, развивается умение составлять временно-пространственную модель, как наглядный план для рассказывания. Дети начинают придумывать собственные истории, рассказы, сказки, в работу включается воображение. Я предлагаю детям дорисовать картину. На листе бумаги схематично изображн человечек. Дети придумывают про человечка, а я схематично зарисовываю. Дальше задание можно усложнять, уменьшая опору на реальность. И только к концу дошкольного возраста , дети начинают сами составлять модельные схемы. В данном случае, модель представляет собой как бы "план сочинения", который помогает детям организовать отдельные события в единый сюжет. 25 февраля 2016 в 14:46
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.